О.Н.Шилова
Т.В.Партаненко
Декабристы – Запад – Русская Идея
Историко-психологические аспекты взаимовосприятия России и Запада: Материалы XLIV Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 17 декабря 2018 г./Под ред. д-ра ист.наук, проф. С.Н.Полторака. СПб.: Полторак, 2018. 165 с. - С. 153-158.
Исследования декабристов не только огромны, но и воистину безбрежны, впору говорить об отдельном направлении исторической науки. В постсоветский период исследования значительно умножились. Все, что ранее считалось невозможным к оглашению, подобно темам масонства, критики декабристов, выплеснулось в огромном объеме. Сюда же добавилось и огромное количество публицистики, в большинстве достаточно низкопробной, когда автор пренебрежительно похлопывал по плечу героев 1825 года, но часто и достаточно интересной. Прикасаясь к теме декабристов, через какой-то время начинаешь задаваться вопросом – а существует ли в этом мире кто-то, кто так или иначе, их не коснулся. И все же – появляются новые исследования, часто оригинальные и интересные. Существует и амбивалентность исследований. Разные авторы, исследуя, например, влияние Запада и западных идей на декабристов множественно и убедительно доказывают решающую роль такого влияния. Но одновременно с этим появляются не менее убедительные исследования, доказывающие безупречно полное отсутствие оного. При этом спорить ни с первыми, ни со вторыми невозможно. Все это свидетельствует о неиссякаемом интересе к декабристам и потребности осмысления этого опыта отечественной истории.
Остается только самостоятельно обратиться к наследству декабристов. Но и самостоятельное обращение к мемуаристике, следственным делам декабристов ставит исследователя в тупик – западное влияние очевидно, как очевидно и отсутствие этого влияния. И тогда остается ответить себе на вопрос о том, что же побудило декабристов к восстанию, попытаться определить не поводы, но причину их действий.
Западное влияние на декабристов не может не существовать. В начале XVIII века Петр I обращается к опыту Запада, во второй половине этого века начинается культ Франции в России. Появляется множество французских учителей и воспитателей, оторванные от родины, они рисуют своим воспитанникам идиллические картинки французской жизни, которые влюбляются в эту далекую страну и знают ее культуру, географию подчас лучше самих французов. В высших кругах французский язык становится языком общения, в Россию во множестве пересылается французская литература. Влиянием Франции объяснял движение декабристов и Л.Н.Толстой. Он задумывает роман «Декабристы» и неоднократно переписывается с участниками движения. В итоге 1825 год он называет «годом несчастий и заблуждений», и считает, что само движение имело целью «офранцуживание России». [1, с. 237]