О том, как латышские нацисты за «свободу» Латвии боролись
Выписка из протокола допроса обвиняемого Индрикса Круминьша
9 августа 1945 года
КРУМИНЬШ Индрикс Мартынович,
1921 года рождения
Вопрос: — Расскажите о деятельности, проводимой вашим отрядом.
Ответ: — 24 июля 1942 года мы прибыли в город Минск и первые два дня принимали лагерь, расположенный в 20 километрах от Минска, в котором содержалось еврейское население, привезенное из Германии, Австрии, Чехословакии, Румынии и других стран. Примерно 26–27 июля 1942 года я принимал участие в истреблении граждан, содержавшихся в Минском гетто.
Вопрос: — Расскажите об этом подробно.
Ответ: — 26 или 27 июля 1942 года, в 4 часа утра мы на автомашинах приехали в Минское гетто, расположенное в черте города. Помимо нашей роты, возглавляемой лейтенантом ОЗОЛС, туда же прибыла рота «СД» лейтенанта СКАМБЕРГА и человек 50 немцев — сотрудников «СД». Территория гетто была разделена на две части, каждая из которых была ограждена колючей проволокой. Посередине проходила дорога. Мы прибыли в одну из частей гетто площадью примерно 4 кв. метра, часть людей была расставлена для охраны гетто, другая часть начала выгонять из домов все население, в том числе женщин, детей и стариков, на базарную площадь там же, внутри гетто.
Сгоняемых партиями людей мы вталкивали в газовые автомобили — «душегубки», число которых было примерно 5. Я лично участвовал в выдворении из домов, а также вталкивал евреев в «душегубки». Газовые автомобили беспрерывно уходили после погрузки в лес и возвращались обратно за новыми партиями.
Внутри гетто творилась ужасная картина, евреев стреляли ради забавы, грабили. Был случай, когда группы немцев привязали одному еврею на спину гранату, затем сами отбежали, а еврея разорвало. Расстрелянных бросали также в «душегубки».
В этот день операция производилась до захода солнца и было умерщвлено приблизительно 10 тысяч советских граждан. Умерщвленных увозили километров за 20 от Минска в лес, где закапывали в заранее заготовленные ямы размером 2 метра глубины, 4 — ширины и около 30 метров длины.
На второй день эта операция повторилась. Причем к 12-ти часам дня в этой части гетто почти все евреи были умерщвлены и увезены, оставлены были лишь специалисты и их семьи. После этого мы перешли во вторую часть гетто, расположенную здесь же, через дорогу, и начали делать то же, что и накануне. В этот день в «душегубках» было умерщвлено тоже около 10 тысяч человек.
Вопрос: — Производились ли грабежи во время карательных операций в гетто города Минска, и какое участие и них принимали вы?
Ответ: — Да, грабежи производились во время выселения населения из квартир. Я лично брал себе часы, золотые кольца, золотые деньги, которые впоследствии продавал, а деньги вместе с товарищами пропивал.
Вопрос: — Расскажите устройство газового автомобиля?
Ответ: — Газовый автомобиль («душегубка») имеет вид немецкой транспортной машины с закрытым кузовом. Внутренние стены, пол, потолок обиты оцинкованным железом, двери — оцинкованные, двухстворчатые, причем в пазах есть резиновые прокладки для того, чтобы не проходил воздух. Внутри кузова проходит дырчатая трубка диаметром 1–1,5 дюйма, которая в нужный момент соединяется с наружной трубкой. Поверх дырчатых трубок сделан настил из деревянных планок, который при погрузке людей не дает возможности закрывать трубку.
В кузов грузятся 60–100 человек, причем все стоят. После этого закрывается дверь, присоединяется внутренняя трубка к наружной и включается мотор. От мотора по трубке проходит газ, с помощью которого производится умерщвление.
Если не соединить наружную трубку с внутренней, душегубку можно использовать как грузовую автомашину.
Справка: Подлинник протокола находится в след. деле архивный
№ 0441669.
ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 13 Л. 15–24.
Источник: «Уничтожить как можно больше...». Латвийские коллаборационистские формирования на территории Белоруссии, 1942–1944 гг. — М: Фонд «Историческая память», 2009.