Победа правды и света (РПЦ во время ВОВ)
«Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой» — из послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 6 мая 1945 года.
На пути образования и становления советской власти в России, отношения её с Русской Православной Церковью были, мягко говоря, натянутыми. Гонения, аресты и преследование христиан были нормой атеистической политики руководства страны. Но если позиция русофоба Троцкого в этом отношении была непоколебимой, то взгляды его главного соперника – Сталина в вопросах церкви были неоднозначны. Окончательно все знаки препинания в отношениях властей и церкви расставила грянувшая война.
В своём выступлении, прозвучавшем по радио 3 июля 1941 года, Сталин использовал принятое в православии обращение – «братья и сёстры». Многие православные увидели в этом религиозный контекст, что способствовало консолидации всех слоёв советского общества. Начиная с октября 1941 года, когда Патриархии было предписано покинуть Москву (переехала в Ульяновск), началась регулярная переписка Сталина и православного духовенства.
В истории Великой Отечественной войны имеет место факт, когда по распоряжению Сталина, во время Битвы за Москву, чудотворная Тихвинская икона Богородицы была на самолёте обнесена вокруг столицы. Вместе с этим, на приходах служились молебны о победе русского оружия. Подобный полёт состоялся и в 1942 году под Сталинградом. Там на борту советского самолёта облетела город Казанская икона Богородицы. Этот факт подтвердил в одном из своих послевоенных интервью маршал Георгий Жуков. На протяжении всей блокады проходили молебны в осаждённом Ленинграде. Это также подтверждённый, зафиксированный факт.
4 сентября 1943 года произошло историческое событие – Сталин лично принял руководство Московской Патриархии в Кремле. В период 1943 — 1944 годов, на средства Русской Православной Церкви, был вооружен ряд воинских подразделений РККА. В их числе танковая колонна «Димитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский». Отметим, что вооружение этих частей было самым на тот момент передовым. К примеру, танкисты получили новейшие танки Т-34-85. А летчики –новую модификацию легендарных штурмовиков ИЛ-2.
Практически любой ветеран, участник Великой Отечественной, мог рассказать нам о том, что «не бывает атеистов в окопах под огнём». Многие наши воины носили нательные кресты. Не как дань привычке, но как некую духовную связь с домом, с родными. Особое отношение к верующим бойцам было в знаменитых сибирских дивизиях, в которых православные составляли костяк. Вот что вспоминал фронтовик-сибиряк Юрий Зеленин:
«В частях, где воевали сибиряки, царила атмосфера справедливости и веротерпимости…здесь меньше «стучали»…, воины были сплочены и почти не скрывали своей принадлежности к Православию. Осенить себя крестным знамением перед боем считалось привычным делом.»
Очень интересно то, что во время войны многие победы советских войск приходились на тот или иной православный праздник или происходили в его преддверии. Вспомним хотя бы тот факт, что контрнаступление под Москвой в 1941 году началось 5-го декабря. А 6 декабря, как известно, церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась в светлый праздник Обрезания Господня – 14 января 1943 года. А закончилась – в Крещенский сочельник, 18 января. 12 июля 1943 года, в праздник апостолов Петра и Павла, в грандиозной танковой битве под Прохоровкой, советские войска остановили наступление 2-го танкового корпуса СС. 19 января 1944 года, в святой праздник Крещения, наши войска освободили древний русский город Новгород, который с давнишних времён был символом многовекового сопротивления русского Православия агрессии тевтонов.
Ну, а долгожданный День нашей Победы, в 1945 году, пришёлся ровно на середину Светлой седмицы Пасхи. Символично, что главный православный праздник отмечался в 1945-м году 6-го мая, в День святого Георгия Победоносца. А капитуляция германских войск была принята русским полководцем с именем Георгий (Жуков). Банальное совпадение? Не будем кого-то в чем-то убеждать. Подумайте сами. А лучше всего, постарайтесь почувствовать и убедиться на собственном опыте в силе искренней православной молитвы. В силе общей, вселенской молитвы, обращённой русским народом к Господу о победе «правды и света над неправдой и тьмой…»
Дмитрий Вязов