“ВАСИЛИЙ ТЁРКИН” – центральное произведение в творчестве А.Т. Твардовского, “лучшее из всего написанного о войне на войне” (К. Симонов), одна из вершин русской эпической поэзии вообще.

“В.Т” посвящен осмыслению судеб Родины и народа во время Великой Отечественной войны.
Народ на великой войне – главная тема этой поэмы.
Василий Теркин – обобщающий образ советского солдата, фигура, символизирующая народ на войне.
Именно поэтому автор придал герою лучшие человеческие качества: “веселость, удачливость, энергию и неунывающую душу”, которые “так необходимы для преодоления сурового материала войны” (А. Твардовский). Поэт делает Теркина рядовым бойцом, пехотинцем, поскольку главная его цель – показать будни, быт войны. Он не изображает крупные военные операции, а в центр повествования ставит бои, которые не привлекали внимания историков. Автор “В.Т.” так подробно и достоверно изобразил жизнь на фронте и в тылу, что “книгу про бойца” стали называть “энциклопедией военной действительности”.
     Твардовский делает своего героя уроженцем смоленской земли, в мирной жизни – обычным деревенским жителем, крестьянином.
Это не просто дань привязанности автора к родным местам. В поэме создается образ смоленской земли, малой родины, оккупированной врагом. Защищая Родину, Теркин защищает и свой родной край, поэтому свой боевой путь он ведет не от Москвы на Запад, а от Смоленщины. “Речь к родной стороне” Теркина постоянно сливается с голосом его земляка, еще одного важного героя поэмы, – автора. Замысел “В.Т.” , большой поэмы о солдате, появился у Твардовского под впечатлением Финской кампании 1939-40 гг. Первоначально Вася Теркин – лубочный персонаж “уголка юмора” газеты “На страже Родины” Ленинградского Военного Округа, в которой Твардовский сотрудничал в эти годы. С началом Великой Отечественной войны замысел поэмы и образ героя у поэта изменяется. Он обращается к Теркину “всерьез”, “поднимает” его. Это уже не Вася, а Василий Теркин. Твардовский начал публиковать первые главы новой поэмы в 1942 году. Поэт писал “В.Т.” по главам в походной обстановке, “без отрыва от колес”. По мере готовности главы публиковались в газете “Красноармейская правда” Западного фронта, в московском журнале “Красноармеец”. Это и обусловило особенности композиции “В.Т.”: законченность каждой главы привела к ослаблению сюжетных связей между ними.
     Свое произведения Твардовский определял не традиционно – “поэма”, а “книга про бойца”. В этом выборе для Твардовского особую роль играло “звучание слова “книга” в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экземпляре <...> Слово “книга” в этом народном смысле звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный”. Л. Озеров назвал “В.Т.” не только “книгой про бойца”, но и “книгой для бойца”, “солдатской библией”, определив тем самым ее место и роль на войне. Твардовский неоднократно пытался закончить свою поэму, но под давлением читательских откликов вынужден был продолжать ее. Таким образом, “В.Т.” был окончен с завершением войны. Так сюжетом поэмы стала сама война. Это отразилось и на настроении ее глав: мрачный, трагический колорит первых глав (“Переправа”, “О потере”, “Бой в болоте”) сменяется бодрым предпраздничным настроением заключительных глав (“На Днепре”, “По дороге на Берлин”, “В бане”). С 1942 г. начинают появляться отдельные издания “В.Т.”, отражающие ту или иную степень ее законченности. В 1944 г. отдельным изданием книга вышла в Смоленске. Существует предположение, что Твардовский до выхода издания в свет редактировал рукопись. В 1946 г. за поэму автору была присуждена Сталинская премия 1-й степени; в это же году появились три первых полных издания “В.Т.”. В дальнейшем все последующие издания поэмы, вплоть до последнего прижизненного в 1971 году сопровождались авторской правкой и доработкой текста. Поэму характеризует простота языка, естественность разговорной интонации, сдержанность в использовании тропов и фигур. Поэма написана четырехстопным хореем. Твардовский пришел к нему через ряд проб, он считал, что “размер должен рождаться <...> из слов, из их осмысленных, присущих живой речи сочетаний”. Примечательно, что в традиции русской поэзии четырехстопный хорей связан с народной песней. Близость поэмы к фольклору проявляется также в использовании традиционного для народной поэтики персонифицированного образа Смерти в главе “Смерть и воин”. Многочисленные лирические отступления в “В.Т.” выдержаны в традиции “Евгения Онегина”. Уникальным фактом в истории литературы стала своеобразная читательская “теркиниана”: десятки и сотни стихотворных посланий Твардовскому и герою его поэмы, попытки продолжить ее на разнообразном военном и мирном материале. Эти послания были частично опубликованы (А. Твардовский. Василий Теркин. Книга про бойца. Письма читателей “Василия Теркина”.– М., 1976 г.). Образ Василия Теркина впоследствии был использован Твардовским в поэме “Теркин на том свете”.

     Поэма “В.Т.” была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г Верейского, которые создавались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни. В 1951 г. Ю.М. Непринцев создал картину “Отдых после боя (Василий Теркин)”. В 1961 г. в Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал “Василия Теркина”. Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н. Орлова. Отрывки из поэмы положены на музыку В.Г. Захаровым. 2 мая 1995 года в Смоленске был открыт памятник Теркину (автор – Народный художник РФ скульптор А.Г. Сергеев, см.). Монумент представляет собой двухфигурную композицию, изображающую беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на всенародно собранные деньги.

     Лит.: Твардовский. Василий Теркин. Книга про бойца. Подготовка издания и вступительная статья А.Л. Гришунина. – М., 1976; А.Т. Твардовский. Как был написан Василий Теркин // Собр. соч.: В 6 тт. – Т. 5. – М., 1980.