БОЛДИНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
БОЛДИНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (дальше Б.М.) основан в 1530 г. преподобным Герасимом Болдинским в 15 км от Дорогобужа по Старой Смоленской дороге.
Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского.
Вскоре после своего основания Б. М. превратился в богатейший и влиятельнейший монастырь всей Смоленской земли.
Богатство монастыря росло за счет пожалования земель государем, крупных вкладов землевладельцев и состоятельных людей, а также собственной активной экономической деятельности.
Обитель пользовалась большой поддержкой Иоанна Грозного, Бориса Годунова.
Расцвет Б. М. приходится на конец XVI – начало XVII вв.
В его владении находились около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки.
Монастырские подворья находились в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.
В 90-х гг. XVI в. в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами – Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня.
По мнению выдающегося реставратора и знатока русского зодчества П.Д. Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий, «государев мастер» Федор Конь. Известно, что Ф. Конь, а затем его пасынок делали вклады в Б. М.
Каждое отдельно взятое сооружение Б. М. представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении лесов, лугов и водной глади, запруженной речки Болдинки, представал сказочным градом.
Главный соборный храм поражал современников богатым иконостасом, с резьбою и живописью в византийском стиле.
Стены были расписаны сюжетами евангельских притч.
Для болдинской обители выполняли заказы известные государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов.
В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся одним из книжных центров России - здесь составлялись жития святых, писались учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей, Б. М. стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.
Большой удар Б. М. был нанесен Смутой начала XVII в. и польским нашествием.
С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Польского королевства, в котором государственной религией было католичество.
Во время Смуты монахи покинули обитель, около 1621 г. сам монастырь и его земли были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму (католическое учебное заведение).
После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Б. М. был возрожден, при этом владения его сократились и составляли в конце XVII в. не более 20 деревень, остальные были розданы шляхте и рейтарам.
В середине XVIII в. вместо старой деревянной вокруг монастыря возводится каменная стена с 4 башнями длиной в 374 сажени.
В 1764 г. в результате секуляризации монастырь потерял свои земли.
Секуляризация привела к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Б. М. помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью князь Андрей Николаевич Долгоруков, чьи предки были погребены в Троицком соборе.
В 1812 г. Б. М. был разграблен и превращен французами в тюрьму для русских пленных.
Новый расцвет Б. М. приходится на 70-80-е гг. XIX в., когда настоятелем был назначен иеромонах, а впоследствии архимандрит, Андрей (Васильев). При нем, за время 24-х летнего правления монастырем, были отремонтированы почти все здания и храмы, построены новые Святые ворота, деревянные кельи, хозяйственные постройки, гостиница, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад в 700 корней. В 60-ти шагах от собора, на месте, где когда-то стояла келья преподобного Герасима, была поставлена каменная часовня.
Архимандрит Андрей на основе двух древних списков издал «Житие Преподобного Герасима».
К концу XIX в. Б. М. был мужским монастырем 3 класса, существовавшим за счет казны и доходов от 307 десятин земельных угодий, мельницы и 2-х озер, сдававшихся в аренду.
В 1-й пол. XIX в. в Б. М. из упраздненной церкви села Пушкарева перешла чудотворная икона Казанской Божией Матери.
В 1855 г. в Дорогобуже свирепствовала эпидемия холеры.
Для избавления от этого бедствия из Б. М. была принесена чудотворная икона, и перед ней на городской площади был отслужен молебен, после которого эпидемия прекратилась.
В честь чудесного исцеления жителей Дорогобужа от холеры была установлена традиция ежегодного крестного хода с иконой Казанской Божией Матери из Б. М. в Дорогобуж в первый день после праздника Святого Духа. Это был один из самых значимых и торжественных местных православных праздников. Икона была высокочтимой в Дорогобужском уезде, и большую часть времени ее носили по селам и деревням для моления в домах верующих, в результате чего монастырь получал немалый доход.
По сообщению, сделанному в 1912 г. архитектором-реставратором П.Д. Барановским в Московском Археологическом обществе, комплекс Б. М. оставался практически единственным в стране архитектурным ансамблем, сохранившимся без существенных изменений с конца XVI в.
В 1919-1927 гг. в монастыре под руководством П.Д. Барановского были проведены обмеры монастырских зданий и уникальные реставрационные работы, а также организован историко-художественный музей. В экспозицию музея вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII вв., деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным.
В Болдино был перевезен деревянный храм XVIII в. из села Усвятье.
В 1920 г. по распоряжению советской власти монастырь был закрыт, а Троицкий собор использовался как приходская церковь до 1929 года.
В 1928 г. все реставрационные работы в Б. М. были прекращены, а год спустя директор музея С.Ф. Бузанов и оставшиеся монахи репрессированы.
После закрытия в Троицком соборе устроено зернохранилище, в трапезном Введенском храме - колхозный сырзавод, в часовне - сепаратор для переработки молока.
В годы Великой Отечественной войны Б. М. стал одной из баз партизанских отрядов, здесь размещались ремонтные мастерские.
При приближении линии фронта к Дорогобужу гитлеровцы заминировали все старинные постройки - собор, Введенский храм, колокольню и в марте 1943 г. взорвали их.
За послевоенные годы монастырь пришел в полное запустение.
Руины постепенно разбирались местными жителями на кирпич.
В 1964 г. по инициативе и под руководством П. Д. Барановского началась консервация руин, а затем и восстановление зданий Б. М. по сохранившимся обмерам и фотографиям.
Барановским был предложен способ восстановления колокольни методом анастилоза, т. е. путем возвращения на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов с заполнением лакун кирпичной кладкой. Это придавало воссоздаваемому архитектурному памятнику черты подлинности и достоверности. Реставрационные работы проводила Смоленская реставрационная мастерская силами своих специалистов и студенческого отряда исторического факультета Смоленского пединститута.
С 1970-х г.г. руководителем реставрационных работ становится А. М. Пономарев – ученик и последователь П. Д. Барановского.
В 1990 г. на монастырской территории был открыт приходской храм, а в 1991 г. Б. М. был передан Православной церкви и его деятельность возобновлена.
В настоящее время на территории монастыря по проектам А. М. Пономарева восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня (1987 г.), трапезная палата с Введенской церковью (1997 г.), деревянный дом игумена, поставлена сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище.
Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского.
Были расчищены развалины Троицкого собора, который еще предстоит возродить.
На территории монастыря восстановлены могилы семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами.
Здесь в числе семи братьев Вистицких покоится прах четырех генерал-майоров, в том числе: Михаила Степановича (1764 или 1768-1832 г.г.), в 1812 г. генерал-квартирмейстера армии П. И. Багратиона, а затем всей действующей армии под командованием М. И. Кутузова; Семена Степановича (1764-1836 г.г.), профессора тактики, в декабре 1812 г. возглавившего Смоленское ополчение.
Б. М. имеет подворья в г. Сафонове, где в 1991 г. построен Свято-Владимирский храм, а также в Дорогобуже, где в 2000 году возведен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 2001 г. в Б. М. вместе с настоятелем числилось 13 монахов.
Настоятель – архимандрит Антоний (Мезенцев), возглавляет монашескую братию с момента возобновления монастыря в 1991 г.
В 2001 г. за свои труды по возрождению обители он был удостоен ордена Русской Православной церкви преп. Сергия Радонежского 3-й степени.
Лит.: Историко-статистическое описание Смоленской епархии.- Спб., 1864; Пономарев А. Там, где ветры пели панихиду. // Памятники Отечества. 1992, N 2-3. С. 173-177.