БИЗЮКОВ МОНАСТЫРЬ.
Основан в районе 1640-1642 гг. в селе Бизюково (см.) Дорогобужского уезда.
Фундаторами и патронами (основателями, покровителями) были Петр и особенно Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне.
Учрежден как православный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом).
В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия на Смоленщине, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (бережение народных устоев) функции. Проведенный нами анализ имен первых монахов показал, что основу братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву поставляла разведданные политического характера.
К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а ок. 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь (строитель).
В дальнейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г.
Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).
Вотчииы:
в 1655 г. признаны царем данные Сергием в м-рь в 1650 г. земли (5 дер. и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 дер. и 3 пуст.); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 дер. и пуст. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами м.п. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень.
После освобождения края монастырь восстанавливал православные обители в уезде, в 1655-1656 гг. к монастырю приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (9 дер.,8 пуст.), а монах Бизюкова м-ря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь.
Храмы:
дер. собор Воздвижения Креста с приделом Всех святых (предположительно обновлен в 1658 г., сгорел в 1762 г.),
Успения Богородицы (дер., в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная),
Архистратига Михаила (каменный, с 1759 г.),
домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794, имелась частица мощей),
деревянные приходские Живоносного источника (ок. 1718-1728 гг.)
и Георгиевская (с 1729 г., в 19 веке перевезена в Усвятье).
Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с кам. каплицей- усыпальницей (покоился о. Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменной и деревянной
Покровители:
Федор и рано умерший Петр Салтыковы,
царь Алексей Михайлович,
внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф),
Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V),
Анастасия Федоровна (замужем за сыном князь-кесаря Ромодановского),
дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна.
Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразднен за убыточностью, два сохранившихся каменного храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково.
В Великую Отечественную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена.
К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище.
К монастырским рукописям обращался историк В.Н. Татищев, монастырскую историю пропагандировал в публикациях П. Строганов, родственник священника с. Бизюково Иакова Строганова.
Лит.: Материалы для истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, собранные ... Нилом Поповым // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892 г. Кн. 2. М.1892; Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. –Могилев. 1914.