Playcast - Великая Отечественная
Сообщений 1 страница 10 из 13
Поделиться812.05.2015 23:09:40
Великая Отечественная. Мы, потомки того военного поколения, видим ее глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими сделано сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки. Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Документальные кадры кино- и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях целых фронтов, партизанских вылазках и обыкновенном героизме военных и тыловых будней, и наконец, освобождении страны и затем Европы. Две документальных ленты советских кинооператоров - о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военопленных и мирного населения - стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. Отпечатанные на страницах центральных, фронтовых, армейских газет, фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами.
Уже на второй-третий день после объявления войны корреспонденты были на фронте. Первые месяцы войны. Горечь отступления. Первые потери. От тех дней осталось катастрофически мало кадров. Военные корреспонденты вспоминают: их мучил вопрос не кощунственно ли снимать картины всенародного горя? Людям, потерявшим близких, не объяснишь, что их страдания снимаются для истории.
Издали войну не снимешь. Поэтому корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания. В период Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боев. На войне не отменялись законы профессионального мастерства. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры - ради крупных планов сражений. Они сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть как срабатывает противовоздушная оборона во время бомбежек столицы. Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского оружия - разгрома немецких сил под Москвой в конце 1941 - начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры отогревали под полушубками.
Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства "Оскар" как лучший фильм года.
Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было заминированное поле. У операторов не было длиннофокусной оптики. Для начала съемки им приходилось ждать пока вражеские танки приблизятся к окопам. От них требовалась максимальная оперативность не только в съемке, но и в присылке материала, четкость сопровождающих материал монтажных листах .
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом также встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением "Присягаем победой". К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки. А когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели одели военные гимнастерки и стали армейскими корреспондентами.
Жив ты или помер —
Главное, что б в номер
Материал успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был фитиль всем прочим,
А на остальное — наплевать!
Десятки тысяч лиц запечатлела кино- и фотолетопись войны. На ней навечно живыми остались люди, не уцелевшие в этой войне. На фото тех лет - герои, чьи имена стали известны на весь Советский Союз и рядовые советские солдаты.
Корреспондентам повезло. О них написана знаменитая песня, и все мы слышали о людях с «лейками и блокнотами»
В объектив фото- и кинокамеры сам военный корреспондент попадал лишь случайно . Это нескоторые из тех редких фотографий на которых запечатлены сами фронтовые кореспонденты:
1. Фронтовые фотокорреспонденты у здания Рейхстага (Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг, С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен, А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников).
Берлин, 1945.
2. Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере.
3. Яков Рюмкин. Берлин
4. Фотокорреспондент газеты "Боевая тревога" 2-й гвардейской армии гв. лейтетант И. Федоров во время прведения фотосъемки (погиб смертью храбрых) 1944г
5. Б.Цейтлин, Р.Кармен и К. Симонов на улицах освобожденной Вязьмы 1943г
6. Военный корреспондент "Известий" Д. Бальтерманц 1944 г