ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Смоленске


     ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Смоленске
основан в 1515 г., в 1611 г. обращен в иезуитский, в 1660-е гг. восстановлен как православный (игуменья Ираида Куракина).

В 1693 г. вместо обветшавшей деревянной по просьбе игуменьи Евпраксии начато строительство каменной соборной церкви.
Заложил ее московский зодчий Осип Старцев "по чертежу, каков учинен на Москве", в течение 1693-94 гг. под руководством московского зодчего Данилы Калинина возведены основные объемы, в 1697 г. ураганом повреждены; в 1701-1704 гг. Кондрат Мымрин заканчивает строительство, в т.ч. строит и крыльца.
Работы вели каменщики из ярославских крестьян с помощью смоленских стрельцов, средства – из казны. В 1764-65 гг. по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской построена придельная церковь Екатерины.

В 1830 г. над воротами возведена по проекту губернского архитектора Альшевского церковь Ахтырской Божией Матери.
Кельи были деревянными, не сохранились.
Территория монастыря простиралась к западу и северу от собора до нынешней ул. Войкова.


     Соборная церковь трехчастная
–четверик с тремя апсидами, равная ему по ширине трапезная и колокольня.
Композиция уравновешанная, четверик увенчан шлемовидной главой на восьмигранном барабане, аналогично завершение колокольни, состоящей из двух четвериков и восьмерика звона.
Первоначально на колокольне были часы.
Здание имеет часы, присущие московской архитектуре этого времени, но без московского "узорочья".
Украшают гладкие стены только скромные профилированные наличники и восьмигранные окна, примененные здесь впервые. Эффектны высокие распашные крыльца с рундуками. Здание двухэтажное, внизу – церковь во имя Сергия Радонежского, вверху - Вознесения. На первом этаже плоские перекрытия, своды не сохранились, на втором – сомкнутые своды.

     В церкви Вознесения был великолепный иконостас в стиле барокко, который мог послужить образцом для иконостаса Успенского собора.
Основу его составили коринфские колонны и раскрепованный антаблемент.
Резал его "иноземец" Юрий Бек.
В нижнюю церковь иконостас перенесли из деревянной, клиросы же в ней резал столяр из села Красного Марк Бородавкин с тремя товарищами.
Иконы писал и резал поля протопоп Успенского собора Игнатий, золотил резьбу и писал иконы в нижней церкви Лука Галицкий с шестью товарищами.

    В годы Великой Отечественной войны церковь повреждена, реставрирована в 1969 г. и по проекту С.В. Шестопала приспособлена под выставочный зал музея-заповедника.

     Екатерининский придел
– небольшой одноглавый храм в формах раннего классицизма. Четверик двухсветный, апсида и трапезная равны по ширине.
Фасады увенчаны рустом и развитым карнизом с раскреповками на центральном объеме.

     Надвратная церковь Ахтырской Божией Матери
(1830-е гг., на средства монахинь княжен Ширинских-Шихматовых) – памятник позднего классицизма. Небольшой прямоугольный объем увенчан массивным круглым барабаном с куполом.
Центры фасадов выделены пилястровыми тосканскими портиками с треугольными фронтонами, над полуциркульными окнами – архивольты.
На боковых фасадах прямоугольные окна помещены в арочных неглубоких нишах.
Ложная проездная арка обрамлена широким рустом.
Церковь фланкируется неширокими воротами.