ВЕЛИЖ
ВЕЛИЖ – город, центр Велижского района.
Название происходит, по-видимому, от старославянского названия реки Велья (“великая”) (так, по мнению В.А. Жучкевича, называлась в прошлом Западная Двина в верхнем течении).
Город же, стоящий на реке с таким названием, получил название Велиж, где -иж указывает на принадлежность.
Город расположен на берегах р. Западная Двина на расстоянии 116 км к северо-западу от областного центра на шоссе Смоленск-Невель. Через город проходят важные транспортные шоссейные дороги в Невель (Псковская обл.) и Витебск (Республика Беларусь), города области: Смоленск, Демидов, Пржевальское, Рудня.
Точная дата основания города с достоверностью не установлена.
Возраст находок, сделанных Северо-Западной экспедицией Эрмитажа на территории района, определяется в 70 тысяч лет.
Уникальны торфяные свайные поселения эпохи неолита. Известны более сотни памятников археологии. Систематическое исследование их проводил А.М. Микляев, с 1993 г. продолжает его ученик А.Н. Мазуркевич.
На территории города, на левом берегу р. Западная Двина, при впадении в нее ручья Коневец, расположено городище.
Культурный слой имеет толщину около 1,5 м. Как укрепленный пункт ВЕЛИЖ упомянут в конце ХVI в. “летописью Быховца” в связи с походом литовского князя Витовта; датой основания города считается 1536 г., когда, согласно записи “Царственной книги”, царь Иван Грозный велел поставить город в “Торопецком уезде на Велижском городище”.
На протяжении всей 2-й половины ХVI в. и в ХVII в. ВЕЛИЖ находился в зоне боевых действий русско-польских войн.
В 1533 г. польский король Сигизмунд предпринял очередной поход в северные земли, закончившийся неудачей, и был вынужден подписать договор, по которому ВЕЛИЖ с западной частью волости отошел к Москве, но перемирие было недолговечным.
Литовские войска продолжали совершать набеги к ВЕЛИЖ и в другие московские земли, что заставило Москву укреплять свои границы и возвести ряд крепостей на литовском рубеже, в том числе и в г.ВЕЛИЖ.
В апреле 1536 г. был издан указ о строительстве крепости на старом Велижском городище (см. “Велижская крепость”).
В 1562 г. ВЕЛИЖ сожжен войском Радзивилла, совершавшего поход в Московскую землю, в 1568 г. – витебскими казаками.
В 1580 г. на пограничные области страны двинулась польская армия во главе с королем Стефаном Баторием.
К ВЕЛИЖ выступило войско канцлера И. Замойского, город был взят на 5-й день осады.
По условиям мирного договора, вскоре заключенного с Речью Посполитой, ВЕЛИЖ остался в составе польско-литовского государства.
В мае 1655 г. русские войска осадили ВЕЛИЖ, и 17 июня 1655 г. его “державец” Ян Домашевский, велижская шляхта и мещане сдали город.
После возвращения ВЕЛИЖ России в нем устраивается пристань, игравшая значительную роль во внешней торговле страны. Московское правительство предоставило жителям ВЕЛИЖ ряд льгот. Им было разрешено, в частности, “всякими товарами торговать беспошлинно, от Велижа на низ по Двине реке до Риги во всех городах”. Кроме того, им позволялось вести торговые операции на те деньги, которые раньше имели хождение в Белоруссии и на остальной территории Великого княжества Литовского.
Основным ядром города по-прежнему была крепость.
Она имела 8 башен, из них 2 воротные. Ворота располагались на северной стороне - Нижние большие и южной – Слободские. Рядом с крепостью выросла слобода – поселение ремесленников. В 1665 г. в ней насчитывалось 118 дворов.
В 1678 г. ВЕЛИЖ вошел в состав Речи Посполитой, в 1772 г. вновь возвращен Русскому государству.
Права уездного города получил в 1776 г.
По административному делению Российской империи ВЕЛИЖ вошел в Полоцкое наместничество, немного позже стал уездным городом Витебской губ. с крупной транзитной торговлей.
Основная застройка сложилась на левобережье Западной Двины по берегам Коневца и Велижки и на территории между ними. С запада сюда подходила дорога из Суража, с востока – из Великих Лук и Торопца. К концу ХVII в. застроился и правый берег Двины, куда подходила дорога из Усвята. Улицы шли вдоль дорог и параллельно Западной Двине. В 1798 г. утвержден генеральный план развития города, разработанный в Комиссии о каменном строении. Генплан предлагал прямоугольно-прямолинейную структуру. Основное развитие получала левобережная сторона, здесь планировалась прямоугольная площадь с присутственными местами и гостиным двором, к северу от площади стояла основная городская доминанта – городской собор. На въездах из Суража и Великих Лук также организовывались прямоугольные площади с церквами и лавками. На территории бывшей крепости предлагалось разместить казенные хлебные и соляные магазины. Генеральный план был в основном реализован. Несмотря на пожары (в 1863 г. здесь сгорело более 500 домов левобережной части), заложенная в генплане структура улиц сохранялась. Центральная часть города в первой трети ХIХ в. была застроена каменными зданиями.
В конце ХVIII в. из Смоленска в ВЕЛИЖ был передислоцирован эскадрон драгунского полка, офицеры которого являлись членами смоленской тайной преддекабристской организации во главе с А.М. Каховским, выражали антикрепостнические настроения, развенчивали в глазах солдат прусские порядки, насаждавшиеся в армии Павлом I, уважение к личности самого царя.
В начале ХIХ в. город отмечен в истории общественного движения в связи с судебным делом по обвинению группы евреев в убийстве мальчика Ф. Иванова.
Hесмотря на беззаконные методы следствия и давление реакционных кругов, обвиняемые были оправданы, а лжесвидетели сосланы в Сибирь. Под впечатлением велижского дела была написана юношеская трагедия М.Ю. Лермонтова “Испанцы”.
Евреи появились в ВЕЛИЖ в ХVI в. В 1620 г. их насчитывалось 4000 человек, в 1903 г. – 7004, т.е. 50% жителей города.
Перед Великой Отечественной войной – одна треть населения ВЕЛИЖ.
В сентябре 1941 г. нацистами было образовано еврейское гетто, которое было уничтожено 29 января 1942 г. В гетто находилось около 2000 евреев.
На месте уничтожения гетто стоит памятник.
В Отечественную войну 1812 г. ВЕЛИЖ был избран местом складирования продовольствия для русской армии.
Занимался этим 20-й егерский полк под наблюдением генерал-майора Горихвостова.
18 июля 1812 г. в город ворвались французские кавалеристы 4 корпуса вице-короля Евгения Богарне и изрубили русских рекрутов, о чем упоминал в своих мемуарах генерал А.П. Ермолов.
Оккупация продолжалась около трех месяцев.
Перед войной 1812 г. в В. проживало более 5000 человек и насчитывалось около 700 домов. После освобождения осталось 595 человек и 89 домов.
В 1817 г. был утвержден генеральный план застройки города, который повторял общий план 1778 г. Заложенная структура улиц сохраняется по настоящее время. Центральная часть города в первой трети ХIХ в. была застроена каменными зданиями.
ВЕЛИЖ трижды посещал царь Александр I: проездом в Таганрог в 1805 г., в 1812 г. и в 1824 г. Во время одного из приездов он дал самой бедной в ВЕЛИЖ Николаевской церкви деньги, на которые была приобретена икона Св. Александра. День Св. Александра стал в ВЕЛИЖ самым почитаемым днем.
Все деревянные церкви, а их было 11, плюс костел и 9 синагог были перестроены в каменные.
Церкви изначально строились как униатские, то есть совмещающие обряды православные и католические. Большую роль в этом играли велижские купцы.
Единственная сохранившаяся и восстановленная в 1988 г. церковь Трех Святителей построена на средства купца М.П. Киселева, его сын Онуфрий был одним из самых богатых людей в городе, владел пароходом, построил в ВЕЛИЖ многие здания, в том числе в 1911 г. кинотеатр “Грезы”, писал стихи, рисовал, издал в 1895 г. первую монографию о ВЕЛИЖ.
Могилы купцов сохраняются на Васильевском кладбище прихожанами церкви, при которой построен православный садик.
В ХIХ в. ВЕЛИЖ служил местом ссылки.
В 1863 г. велижская тюрьма была переполнена заключенными участниками польского восстания. Некоторые из них, самые слабые, были отпущены и жили на улице, получившей название Сибирная, в протонародье – Сибирка.
В ХIХ в. В. сохраняет значение крупного торгового города. Из него транспортировали в Витебск, Ригу и далее, за границу, зерно, льнопродукты, коноплю, пеньку, кожи, лес. Так, в 1859 г. было отправлено товаров на сумму 130 тысяч руб.
В ВЕЛИЖ и уезде бурно развивается производство строительных материалов: кирпича, извести, пиломатериалов, стекла. В середине ХIХ в. в ВЕЛИЖ насчитывалось 7 кирпичных заводов. Славился город своими краснодеревщиками и сплавщиками леса.
В ВЕЛИЖ родилась, провела детство и неоднократно бывала в зрелом возрасте активный деятель большевистской партии, агент ленинской “Искры” Ц.С. Зеликсон-Бобровская (1875-1960). В 1901 г. здесь была создана велижская группа Витебской организации РСДРП.
В 1918 г. в городе была открыта учительская семинария, которая работала до начала Великой Отечественной войны как педагогический техникум и педагогическое училище. Также работали школа медсестер и школа сельских счетоводов. У педучилища имелась своя базовая школа. Всего к 1941 г. в В. имелось 4 средние школы.
В годы советских пятилеток в В. развивается промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственной продукции и древесины. В 1933 г. построен мост через р. Западная Двина.
В составе Смоленской области находится с 1937 г.
В 1963 г. Велижский район был присоединен к Демидовскому, статус райцентра восстановлен в 1965 г.
В годы Великой Отечественной войны город стал ареной военных операций.
С января 1942 г. по сентябрь 1943 г. по его территории проходила линия фронта; здесь сражались бойцы 4- й ударной армии.
Основные архитектурные памятники города – собор, церкви, костелы – были разрушены.
Планировочная структура города, каменные здания первой трети ХIХ в., построенные в стиле классицизма, ряд зданий конца ХIХ – начала ХХ в. восстановлены и сохраняются. В одном из них располагается Велижский районный историко-краеведческий музей.
Самое большое мемориальное кладбище (похоронено около 10 тысяч советских воинов) находится на старом велижском городище “Лидова гора”.
Помимо этого, братские захоронения – на Михайловском и Покровском кладбищах и в сквере города (похоронены Герой Советского Союза полковник В.Л. Недоговоров (см.); саперы, погибшие при разминировании города).
Воздвигнуто 7 памятников в честь 4-й ударной армии, среди них “Катюша” и “Артиллерийское орудие”; 4 памятника погибшим велижанам.
В настоящее время р. Западная Двина потеряла свое судоходное значение. По экологическим причинам прекращен сплав леса.
В 1974 г. через Западную Двину построен новый мост.
Лит.: Романов Е. Общий очерк Витебской губ. // Памятная книга Витебской губ. на 1898. – Витебск, 1898; Шмидт Е.А. Археологические памятники Смоленской области. – Смоленск, 1971; Мальцев А.Н. Россия и Белоруссия в середине ХVII в. – М., 1974.